В современных сложных организационных структурах сотрудники слишком часто путаются к кому из “начальников” с каким вопросом подходить. Человеку кажется, что над ним некое “управленческое облако”. Часто он наугад пытается решить проблему с наиболее доступным руководителем и удивляется, почему его отослали к другому.
Более того, не только сотрудники, но и сами менеджеры не всегда осознают какие роли на себя берут и где проходит граница между ними.
Я выделил три основных роли менеджеров, основываясь на вопросах, которые сотрудник может с ними решить:
- Линейный руководитель
- Менджер приоритетов
- Профессиональный менеджер
Линейный руководитель
У каждого сотрудника компании (кроме CEO), должен быть один единственный линейный менеджер. Такой человек отвечает за сотрудника. Он нанимает его, интегрирует в организацию, увольняет (при необходимости), проводит performance review, помогает сотруднику расти профессионально, решает бытовые вопросы. В случае каких-то конфликтов в рамках проектов - он участвует в решении таких вопросов. Линейный руководитель отвечает за долгосрочные цели и ценности своей команды.
Менеджер приоритетов
В зависимости от организации, эта роль может быть у менеджера проектов (PM) или менеджера продуктов (PM). Обобщенно можно назвать Priority Manager (тоже PM). Это тот человек, которого можно спросить: что мне делать в рамках проекта? Стоит ли мне углубляться в проблему, которая может занять много времени, или сосредоточится на чем-то простом? Какие сроки? Какие баги фиксить?
Профессиональный менеджер
Разделение первых двух типов достаточно известно - это матричная структура. Однако, есть еще один тип вопросов, которые не всегда можно адресовать PM или линейному менеджеру. Как мне лучше сделать логгирование? Как тестировать нагрузку системы? Какую программу использовать для анимации?
Профессиональный менеджер, это человек который отвечает за целостность и грамотность решений в рамках профессии: Java разработчик, QA, художник. Этот человек способен различить хорошее решение от плохого и подсказать, как нужно сделать. Также эта роль включает в себя владение и определение практик и технологических процессов, которые используются на уровне компании. Примеры такого менеджмента: архитектор или арт директор, QA-директор, CTO. При этом, может быть свой архитектор для серверной и для клиентской части. Если такие специалисты не руководят непосредственно людьми, то они выполняют только эту роль в чистом виде. Бывают ситуации, когда эта роль коллегиальна: группа QA из разных команд компании определяет свои практики.
Профессиональный менеджер, это человек который отвечает за целостность и грамотность решений в рамках профессии: Java разработчик, QA, художник. Этот человек способен различить хорошее решение от плохого и подсказать, как нужно сделать. Также эта роль включает в себя владение и определение практик и технологических процессов, которые используются на уровне компании. Примеры такого менеджмента: архитектор или арт директор, QA-директор, CTO. При этом, может быть свой архитектор для серверной и для клиентской части. Если такие специалисты не руководят непосредственно людьми, то они выполняют только эту роль в чистом виде. Бывают ситуации, когда эта роль коллегиальна: группа QA из разных команд компании определяет свои практики.
Анализ различных структур
На практике один руководитель может совмещать две или три роли, но может быть и так, что все роли у разных людей, либо какие-то роли берет на себя отдельная структура. Рассмотрим различные варианты.
Классическая матричная структура
Есть набор функциональных департаментов, скажем, front-end разработчиков, back-end, mobile разработчиков, QA, IT. У каждого департамента есть свой менеджер. Возникает проект, который требует по-несколько человек из каждого департамента. PMO (Project Management Office) выделяет проектного менеджера, который будет отвечать за планы, приоритеты и формирование команды. В таком случае, руководители департаментов (или менеджеры под ними) будут и линейными и профессиональными менеджерами людей в команде, а проектный менеджер, соответственно, менеджером приоритетов.
Новичок и Ментор
Если в команде появляется trainee, то, вполне вероятно, в самом начале технический лидер команды будет решать все его вопросы. Т.е. будет выполнять все три роли.
CTO / Главный Архитектор
Часто в компаниях возникает так называемый "зоопарк" технологий. Разные команды, подразделения используют разные базы данных для одних и тех же целей, решают уже решенные проблемы разными способами, пишут логи в разные места и т.д. Это не всегда является проблемой! Часто, плата за синхронизацию между командами существенно превышает потерю от скорости разработки, в случае, если оставить их автономными. Однако часто отсутствие элементарного мониторинга доводит до смешного.
В таких случаях в компании может быть введена роль CTO (и / или Главного Архитектора), который не будет напрямую руководить людьми или принадлежать конкретным проектам, однако будет отвечать за некоторые ключевые решения по технологиям. При этом, в некоторых случаях такая роль может иметь свою команду, которая будет заниматься исследовательской деятельностью для задач, которые можно "вынести за скобки".
Такая роль - в чистом виде профессиональный менеджмент определенного аспекта.
Профессиональный форум
Профессиональное руководство может быть представлено форумом лидеров направления из разных групп. К примеру, компании нужно принять решение где все сервисы будут сохранять логи. Из разных проектов может быть собрана группа, которая примет это решение.
Такой форум также может существовать как "рекомендательный", когда представители делятся своими лучшими практиками и готовы более детально поделиться с теми, кто заинтересовался.
Agile-команда
Считается, что Agile-команды само-организованные, поэтому могут достаточно много решений принимать самостоятельно. Как именно - это дело и ответственность команды. В таком случае:
- Линейный руководитель: находится вне пределов команды.
- Менеджер приоритетов: Product owner. В случае небольших задач в середине спринта - решает команда.
- Профессиональный менеджер: многие вопросы решает команда, однако, она может быть ограничена принятыми в организации или на проекте методиками. Кто их определяет - зависит от организации.
Структура Spotify
Компания Spotify является одним из примеров для Agile-компаний. В этом видео прекрасно разобрана культура и структура компании.
- Линейный руководитель: находится в одной из команд в пределах трайба (tribe). К примеру, разработчики фронт-енда из разных команд (squad) отчитываются фронт-енд разработчику в одной из команд. Фактически он и является их профессиональным менеджером, так как может ответить на все вопросы, как что-то сделать в рамках технологии. При этом он может адекватно оценить их работу, уровень и прогресс. Линейным менеджером такого руководителя является (надо понимать) руководитель трайба.
- Менеджер приоритетов: Так же как и в обычных Agile-командах.
- Профессиональный менеджер: линейный руководитель, так как он работает на той же технологии является профессиональным менеджером. Также гильдии (guilds) способны предлагать свои практики в той или иной области.
0 коммент.:
Отправить комментарий